Ювелирная коллекция Уральского Музея истории камнерезного и ювелирного искусства

 

подвеска аквамаринЮвелирная коллекция, собранная в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства, может дать полное представление о развитии ювелирного искусства на Урале. Экспонаты, входящие в нее очень разнообразны, общее – авторство уральских мастеров и удивительная красота ювелирных изделий, независимо от того, в каком веке и из какого материала они были сделаны.

Изготовленная в 9-14 вв мужская гривна обладает уникальной архаичной брутальностью и выглядит более не как украшение, которое к тому же обладало защитными свойствами, прикрывая носившего от меча и поддерживая горловину кольчуги, а скорее как награда или знак достоинства. Недалеко от нее выполненные в стиле барокко женские серьги 18 века в виде жемчужной капели и гранатовых струй контрастируют своей аристократической изысканностью и романтизмом.

К концу 19 века уральскими мастерами активно начала использоваться платина, которой обрамляли брильянты, а также для введения в ювелирную палитру контрастного золоту холодного цвета. В коллекции музея можно увидеть две броши с подковками, имеющие в своем оформлении детали из платины. У одной из этого металла изготовлены «удила», которые соединяют золотую подкову с бриллианто-сапфировыми вставками-гвоздиками. Во второй – платиной отделаны шляпки гвоздиков. Подкова – известный символ удачи, довольно часто использующийся как в прошлом веке, так и сейчас. Там же можно увидеть радующие артистические натуры изображения лиры, в уральском музее также представлены два изделия этой формы, одна из них имеют вставки из бриллиантов и рубинов, а вторая – из алмазов и демантоиндов. Демантоид – камень русского модерна, его зеленый оттенок отлично сочетается с золотыми оправами, дополняя их своей богатой игрой.

Несомненным украшением коллекции считается и золотой гарнитур с бриллиантами и изумрудами, состоящий из кольца, серег и броши, имеющий клеймо знаменитой фирмы Хлебникова, которая по праву считается хранителем русского стиля и его продолжателем в русском искусстве.

Вообще, все исследователи, работающие в направлении изучения уральского декоративно-прикладного искусства, большое внимание уделяли поиску уральских ювелирных изделий, клейм, которые бы подтверждали их уральское происхождение. Например, в коллекции есть удивительные подвес и брошь, отмеченные Казанским Пробирным Управлением буквой ипсилон, которая означала принадлежность изделий Екатеринбургскому пробиреру. Оба они выполнены в стиле модерна, правда с некоторым провинциальным оттенком, который выражается в безыскусной прямолинейности стилистической линии и некотором преувеличении масштабов предметов, который, в отличие от столичного стиля, не дает далеко оторваться от природного прототипа. Подвес имеет ажурную оправу, стилизованную под гибку ветвь с цветками и листьями, имеющую вставки из аквамаринов, а брошь – форму ветки ландыша, усыпанную демантоидами. 

Обновлено 03.05.2013 09:10

Литературный петербург

left direction
right direction

М.М. Зощенко

о Музее

Полезные сайты:
You are here