Проблемы сохранения экспонатов и старинных домов-музеев

 

музейОсновной причиной разногласий сотрудников музея, реставраторов и фирмы, занимающейся отопительными системами, становятся, как правило, разные требования к тому, на что именно стоит ориентироваться. Температуры, при которых комфортно людям, не всегда совпадают с теми, которые необходимы для сохранности исторического здания или экспонатов, в нем находящихся. Значений температур, которые бы подходили по всем трем параметрам идеально, не существует.

Уверенно рекомендующие использовать для отопления старинного дома-музея системы, поддерживающие 21 градус тепла и 50% относительную влажность (с некоторыми допустимыми отклонениями), навряд ли точно представляют, какой микроклимат оптимален для самого здания, а какой – для экспонатов. Крайне редко удается реализовать даже уже сложившийся стандарт, который не так давно считался идеальным. Поддержание такого микроклимата влечет за собой большие затраты энергии, но это даже не самое страшное, хуже, что он вызывает образование конденсата, который повреждает строительные конструкции. К сожалению, эти стандарты прописаны во многих нормативных документах и именно их придерживаются даже страховые компании, когда у них оформляются документы на передачу коллекций во временное пользование или в передвижные выставки. Благодаря этим заблуждениям, требования, не особо подходящие для старинных зданий музеев, увековечиваются и считаются истинными. Реставраторам и специалистам по охране культурных памятников ничего не остается, как смирится и постараться хотя бы несколько уменьшить наносимый ущерб. Обогрев помещений музеев сейчас производится современным оборудованием, используются и тепловентиляторы, и тепловые завесы, и тепловые пушки, и новые технологии в радиаторах. Одно но, главное, как они считают, даже не смотря на достаточно большие колебания влажности и температуры в течение года, менее губительны для экспонатов будут режимы без резких перепадов какого-либо из параметров в короткие сроки.

Допустимыми, по их мнению, считаются изменения температуры от 7 градусов зимой до 27 летом, влажности – от 30% в зимний период до 75% в летний. Самое главное, чтобы изменения проходили плавно. В этих условиях здания, как правило, отлично сохраняются, особо хрупкие экспонаты можно поместить в закрытые стеклянные витрины. Некоторые проблемы могут вызвать температуры менее 10 градусов, поскольку при них излишне скапливается влага, длительное воздействие которой повреждает строительные конструкции. Особо это заметно на элементах, полученных в результате компоновки различных материалов. Излишняя жара (выше 27 градусов) влияет не менее негативно, чем промерзание здания.

Проверять параметры воздушной среды в музеях необходимо постоянно. В частности, в зимний период, когда включен обогрев и относительная влажность достаточно низка, особо уязвимыми становятся деревянные панели, картины, изделия из слоновой кости, инкрустированная мебель и прочие хрупкие предметы. Если же влажность, наоборот, слишком высока грибок и плесень начинают поражать бумаги, ткань, кожаную обивку. 

Литературный петербург

left direction
right direction

М.М. Зощенко

о Музее

Полезные сайты:
You are here