История Золушки

altЛюди ходят по музеям, чтобы изучить свою историю. Не только историю своей этнической группы, например, или историю своего родного города, но и в общем смысле историю развития общества, в котором они живут. Чтобы изучить извилистые пути, которыми пришлось в свое время продираться нашим предкам, изучить опыт их ошибок, чтобы не совершать их самим в будущем, чтобы лучше определить для себя понятия добра и зла... Ведь базовых знаний о том,  «что такое хорошо и что такое плохо», полученных нами в глубоком детстве из сказок, увы, для взрослой жизни оказывается категорически недостаточно.

Но хорошо, что хоть какая-то база есть. Что был у нас в детстве «Гадкий Утенок», «Белоснежка и Семь Гномов», «Золушка» и тому подобные произведения, из которых мы извлекали первые жизненные уроки. Кстати, той же самой Золушке, между прочим, насчитывается уже триста двенадцать лет – дата, вполне достойная того, чтобы признать эту сказку не просто предметом искусства, а достоянием истории. Хотя она и так постоянно о себе напоминает – сегодня это не просто имя, это своеобразный бренд, который никем не зарегистрирован, а потому им с удовольствием пользуются многие предприниматели. Нет, мы не хотим сказать, что это плохо – возможно, даже хорошо, ведь дети следующих поколений рано или поздно сказками перестанут интересоваться, а вот, увидев вывеску «Золушка» на магазине товаров для дома или обувном, или на здании организации, занимающейся профессиональным клинингом, как, например, zolushka-cleans.ru, или даже на ювелирном магазине (есть и такие) – могут заинтересоваться, что это же это за девушка такая и почему ее память так стараются увековечить…

Между тем, изначально этого образа как такового не было. Конкретная история  Золушки в том виде, в котором мы знаем ее сейчас – это тщательно переработанный сюжет народного сказания, которое передавалось из уст в уста, начиная еще с тех времен, когда Европа не была разделена какими-то границами, когда не было Франции и уж тем более не было французского адвоката Шарля Перро, автора этой сказки. А до того момента, как он пропустил через свое перо множество пересказов этого сюжета, сведя его к единой линии, каждая народность имела свою версию, и все они отличались довольно интересными подробностями. Где-то, например, бедную девушку не просто запирали, чтобы она не смогла сбежать на бал, а отрубали ей ноги. Сам бал, между прочим, тоже появился уже потом – в устах народных сказителей, естественно, кульминационное мероприятие имело чуть более скромные масштабы – например, деревенская свадьба. Не было и самого Принца – был просто «знатный, богатый, добрый душой человек» (для тех суровых времен – вот уж воистину сказочный персонаж). В некоторых версиях не было и туфельки – практичные деревенские люди вели речь о тяжелой калоше. Кстати, о туфельке. На самом деле ее не было не только в древних сказаниях, но и в творении Шарля Перро. Как ни обидно, но это всего лишь оплошность переводчика, который заменял устаревшие слова современными терминами, и в отношении пары «vair»-«verre» (мех - стекло) допустил столь значимую ошибку. Да, изначально обувь была меховой, и именно это позволило Золушке передвигаться, убегая от Принца, бесшумно.

08.10.2013

Литературный петербург

left direction
right direction

М.М. Зощенко

о Музее

Полезные сайты:
You are here