История подстаканников на Руси

 

подстаканникКогда подстаканники только появились, около трехсот лет назад, предназначение у них было исключительно функциональное, которое легко можно понять из их названия. На Руси чаепитие было домашней красивой традицией, с самоварами, гранеными стаканами и прочими атрибутами, среди которых можно еще выделить непременные баранки, варенье и, конечно, незаменимые подстаканники. Правильно заваренный чай был очень вкусен, но очень горяч.

Становясь все более популярным на кухнях царской России, подстаканник стал привычным предметом обихода, необходимым и обязательным, тогда внимание обратили на его декоративные функции, изготавливать мастера стали их более творчески. Подстаканники стали производится в целых мастерских, в которых самым обыкновенным и простым металлическим изделиям, которыми были они изначально, стали придаваться отличительные индивидуальные черты.

Кроме дорогостоящих благородных металлов, изделия из которых инкрустировались дополнительно драгоценными камнями, изготавливались подстаканники и попроще, из латуни, меди, бронзы. Однако дешевыми изготовленные в ручную подстаканники не были, поскольку выходили из под рук мастеров изделия поистине уникальные по своей задумке и оформлению, настоящие художественные произведения.

Однако, в середине прошлого века появилась штамповка и как и многие другие вещи, подстаканники стали выпускать с ее помощью, стоимость таких изделий резко уменьшилась и спрос на дорогие ручные изделия упал. Из-за массового производства художественная ценность утратилась и они стали обычным доступным предметом ежедневного пользования.

Но совсем уж сказать, что подстаканники утратили индивидуальность нельзя. Даже серийные заводские выпуски очень часто приурочивались каким-то событиям. Например, можно было приобрести изделия с государственной символикой или посвященные какому-то памятному событию. Несколько позже начали восстанавливаться и художественные традиции литья. Кроме штамповки для изготовления стали использоваться гравировка, инкрустации и тиснение узоры.  Основными материалами для изготовления стали никель, цинк, медь, алюминий, мельхиор с серебрением. Художественная ценность предмета стала снова расти, можно было выбрать, купить подстаканники обычные, для ежедневного применения и праздничные, уже не являющиеся штамповкой и, соответственно, более дорогие. 

Литературный петербург

left direction
right direction

М.М. Зощенко

о Музее

Полезные сайты:
You are here