Даже несколько странно, что музей подводных лодок есть, музей яхт есть, а музея надувных лодок, ставших неотъемлемыми помощниками многих рыбаков и инспекторов рыбнадзора, до сих пор так и нет. Хотя любой плавучий транспорт имеет свою уникальную историю, заслуживающую того, чтобы увековечить хотя бы некоторые ее моменты.
А моменты такие действительно есть и у надувных лодок. Например, путешествие француза Алена Бомбара, который в 1952-м году пересек Атлантический океан именно на таком плавсредстве. Хотя, строго говоря, его конструкция существенно отличалась от моделей предшественников – изначально индустрия была направлена на создание именно легкого водного транспорта, которое в случае необходимости можно транспортировать по суше на себе. Надежность образцов тех времен оставляла желать лучшего из-за несовершенства технологий и материалов их изготовления. Это сегодня можно купить лодку rib, что значит rigid inflatableboat (жесткая надувная лодка в переводе с английского), и совершенно не беспокоиться за ее плавучесть независимо от условий. Ее конструкция такова, что, совершая прогулку по глубокому озеру, или продираясь через заросли камышей во время охоты на уток, или пробуя перебраться через болотные топи, изобилующие попадающимися на пути корягами, можно быть совершенно уверенным в своей безопасности. А в те времена все было совсем не так – если лодка скользнет дном по песку или зацепит что-то, торчащее из дна, то прорыв днища приводил к довольно быстрому заполнению ее корпуса водой. Правда, она все равно оставалась на плаву, поскольку борта не зависели от днища, но о комфортном плавании уже приходить не говорилось.
Бомбар поступил довольно просто, но вместе с тем оригинально – борта оставались теми же самыми надувными, но днище и остальной корпус были сделаны уже не из брезента или резинового полотнища, а из жесткого материала (частично дерево, частично алюминий). Такая конструкция обеспечила лодке непотопляемость, благодаря чему он и смог совершить то уникальное путешествие. Кстати, на него у него ушло всего лишь 65 дней. Для корабля это было бы слишком долго, но для лодки – вполне прилично. Плыл он, конечно, не на веслах – в этой конструкции использовался легкий подвесной мотор. Кстати, это тоже было новшеством – до момента создания им своего «Зодиака» подобные изделия комплектовались исключительно парусами и веслами. По сути, «Зодиак» Бомбара – это предок современных тех самых RIB-лодок – легких, но при этом весьма надежных.