История образования Ясногорского района

 

ясногорскЯсногорская земля имеет глубокие исторические корни. Следы первых стоянок на территории современных селений Боровково, Торопово, Машково, Теляково обнаружены еще со 3-2 тысячелетий до нашей эры. Недалеко от самого Ясногорска, на протекающем притоке реки Вашаны речки Глебушки найдено свидетельство тому в виде наконечника стрелы времен неолита.  Название сел, урочищ, рек, сама топонимика района позволяют сделать предположение, что когда-то там жили древние финны, который славянские племена вятичей вытеснили примерно в 9 веке.

В районе села Клейменово и у города Ясногорска найдены остатки древнерусских городищ примерно 12-13 веков. В 6 веке территория современного Ясногорского района была в составе Тульского и Каширского уездов, которые регулярно подвергались набегам татар. Это объясняет название некоторых местных селений, имеющих явные татарские корни – Хотушь, Гайтурово, Тормино.

На правобережье Оки на севере района располагается городище, носящее название «Четырех церквей», которое отождествляют с впервые упоминаемым в летописях 1176 года древнерусским городом Лопасней. На юго-востоке Ясногорского района проходила Картасеньевская засека, длиной 19 км, которая преграждала путь татарам к Оке с юга.

В 18-19 веках основу экономики края составляло сельское хозяйство. Росту внутреннего рынка способствовала реформа 1861 года, произошел сильный рост кустарной промышленности, особенно скобяной и самоварной. Это стало причиной быстрого промышленного роста будущего города Ясногорска села Лаптево.

В конце 19 своим развитием будущий город, как и много других, обязан строительству железной дороги. Строительство Московско-Курской ветки было закончено в 1867 году, за год до этого была образована новая станция Лаптево.

В 1875 году появился первый сруб вблизи станции, первым поселенцем стал Павел Лаврентьевич Жестерев.

Лаптевский завод к 1918 году стал достаточно крупным промышленным предприятием. По данным переписи 1918 года на нем работало около двух сотен человек. С приходом к власти Советов, после окончания гражданской войны, уже в декабре 1920 года завод был национализирован и преобразован в первый Государственный завод земледельческих машин и орудий. Кроме того, тогда же была построена новая железнодорожная ветка, ведущая от станции Лаптево к заводу.

В 1924 в результате районирования Лаптево преобразуется в административный районный центр. 

Обновлено 01.09.2015 14:43

Литературный петербург

left direction
right direction

М.М. Зощенко

о Музее

Полезные сайты:
You are here