О барабанных установках

altИстория появления и развития музыки как искусства интересна сама по себе. А если уж подключить сюда отдельные истории каждого конкретно взятого музыкального инструмента (исключая, конечно, те, которые появились только в последнем столетии), то все становится и еще интереснее.

Могли ли, например, древние шаманы с их бубнами подумать о том, что спустя каких-то шесть тысяч лет (именно во столько оценивается возраст первых барабанов) на смену их инструментам, в изготовлении которых нередко участвовали не только шкуры умерщвленных на охоте животных, но и кожа павших жертвами во время войны врагов, придут сначала пластиковые мембраны, а потом и электронные барабаны? Кстати да, первые барабаны изготавливались именно такими варварскими способами… Ну да ладно, не будем о грустном.

На протяжении нескольких тысячелетий разные народности использовали разные материалы, разные формы, разные размеры, разные способы извлечения звуков из этих инструментов. Неизменен оставался лишь принцип – натянутое на жесткий каркас полотно, которое издает звук (достаточно громкий), если по нему постучать, в остальном же они кардинально отличались.  Но, как мы знаем, сегодня современная ударная установка имеет приблизительно схожий набор барабанов, различия между ними не столь существенны. Как люди дошли до этой универсальности? Случилось это уже сравнительно недавно – около пятисот лет назад, во времена начала колонизации Америки. Если помните, осваивались те земли преимущественно силами рабов, которые сгонялись туда из множества подневольных земель (в основном это был азиатский регион и территория современной Африки). Все эти люди, находившиеся в рабстве, имели свои музыкальные традиции, как и их хозяева, но при этом никому из них не разрешалось этим традициям следовать. Речь шла именно о коренной музыке – о тех же африканских барабанах, например. Африканцам, для которых игра на барабанах была важной частью их жизни, пришлось разнообразить свой набор инструментов вкраплениями ударных инструментов, привезенных другими народностями. Постепенно сформировался какой-то единый комплекс из больших и малых барабанов, но, поскольку он уже не был похож на африканские, то «белым господам» как до самих инструментов, так и до музыки, которая на них игралась.

Так уж вышло, что общественность не проявляла особого интереса к ударным инструментам вплоть до двадцатого века – не те были времена, тогда широкой популярностью пользовались только струнные да духовые, а барабаны могли ассоциироваться разве что с военными действиями (в регулярных армиях они широко использовались, но как часть сигнальной системы, а не как музыкальный инструмент). Но основная причина состояла не в отсутствии интереса, а в неудобстве пользования совокупностью этих инструментов. Ситуация изменилась лишь в 20-х годах прошлого века, когда ударная установка была дополнена тарелками, приобрела несколько более компактный вид, но главное – появились педали для использования большого бас-барабана, что позволило значительно упростить игру.

Литературный петербург

left direction
right direction

М.М. Зощенко

о Музее

Полезные сайты:
You are here