Для русского менталитета мистическое сознания исторически является чем-то неотъемлемым. Невозможно представить русский национальный колорит без вплетений загадок и тайн. Проявляется это и во многих литературных произведениях, как древности, так и последующих периодах, научных трудах, промыслительных трактатах философов, рассуждающих об особенностях русской культуры.
Стоит отметить, что мистика в русской литературе – феномен разноликий и очень древний. Она настолько вплелась в русское самосознание, что отделить ее просто невозможно. Попробуйте представить, например, обучение и получение знаний без открытия тайн, или средневековье или античные времена без эзотерики и мистерий. Впрочем, это понятно, ведь духовная мистическая традиция народа – это ценнейший и древнейший пласт его культуры. Причем, мистика как явление не теряет своей актуальности никогда, она всегда где-то рядом, начиная с самых первых дней появления человека.
В истории литературы России 20 века одно из самых значительных мест занимает образ Атлантиды. Почему ей уделяется столько внимания? Объясняется отчасти это тем, что русские писатели того времени, которые изучали историю не только по учебникам, но и самостоятельно, очень уважали Платона и принимали его суждения серьезно. Кроме того, сама Атлантида, ее образ, часто упоминаемый русскими писателями, сам по себе очень мистичен и интересен. Писавшие о ней искали глубокое пророческое начало в том, что произошло когда-то. А ведь русские всегда верили в пророчества, на протяжении всей истории развития нации.
Именно пророчество стало одним из главных символов и идеологическим знаменем символистов. Объясняется это волной кризиса конца 19 – начала 20 веков, накрывшем всю Европу. Кризис этот породил целую волну декаданса, впоследствии превратившегося в литературе в символизм. Духовный кризис такой величины стал следствием ощущения приближения изменения жизни, политического и общественного строев и разочарования в идеалах прошлого.