История Медного всадника

altСреди многочисленных символов города на Неве одним из самых узнаваемых является памятник Петру I или, как его называют чаще, Медный Всадник. Идея создания его принадлежит Екатерине Второй, которая желала подчеркнуть собственную приверженность петровским реформам с помощью возведения ему монумента.

Форма волны у скалы, которая служит постаментом для памятника, напоминает о том, что Петр всегда стремился превратить Россию в державу морскую. Служит одновременная скала и символом трудностей, которые царю-реформатору пришлось преодолеть, противников же его символизирует змея, расположенная под копытами петровского коня.

Поскольку стоящие на постаменте конь и всадник состоят по большей части из бронзы, с легкой руки Александра Сергеевича Пушкина памятник получил новое название – «Медный всадник». Использовал он его в одноименной поэме, а затем именно это название прижилось и под ним о монументе узнали люди. Одет Петр подчеркнуто неброско и просто, вместо седла на коне лежит звериная шкура, которая подчеркивает, что Петр для России стал не только и столько царем-завоевателем или царем-полководцем (о чем говорят меч на поясе и лавровый венок на голове), сколько победителем невежества и варварства, созидателем и законодателем.

Для работы над монументом Петру Великому подыскивался мастер, осуществляющий изготовление памятников, который бы имел мировое имя. Но по совету Дидро и Вальтера, с которыми переписывалась Екатерина Вторая, императрица отдала предпочтение мало известному скульптору из Франции Этьену-Морису Фальконе. Известных работ несмотря на пятидесятилетний возраст Фальконе еще не имел. По условиям контракта за восьмилетнюю работу по созданию памятника скульптор должен быть получить двести тысяч французских лир. Так Фальконе в 1766 году прибыл в Петербург в сопровождении молодой помощницы Мари-Анн Колло.

Продумывал внешний вид памятника скульптор самостоятельно, не прислушиваясь к чьим-либо советам, чем Екатерина и прочие известные люди осталась несколько недовольна. Впрочем, замысел Фальконе оказался великим, о чем свидетельствует и сегодняшняя популярность Медного Всадника. 

Литературный петербург

left direction
right direction

М.М. Зощенко

о Музее

Полезные сайты:
You are here